ФИО - Землянин

 

Общие дисциплины:

ФИОсофия,

ФИОлогия,

ФИОлогика...



 

Фигуративно-идеографический орнаментализм

Дмитрия Землянина (Зарубин-младший)





 

ФИО

фигуративно - идеографический орнаментализм

   Дмитрий Землянин хорошо известен пермским любителям искусства. Продолжатель художественной династии Крыловых - Зарубиных Дмитрий находится в постоянном поиске, создавая для каждой своей серии особые коды, подбирая под каждую идею некие новые формы, новую знаковую систему.

   Сегодняшняя выставка является симптоматичной для нашего времени, подтверждая положение о том, что переходные эпохи ищут поддержки в древних мифах. Однако, если последние десятилетия XX века fin de siecle (усталость века) были ознаменованы эсхатологическими мотивами, предчувствиями Апокалипсиса, то канун нового столетия и его начало - грезами о Золотом веке. Дмитрий Землянин предлагает другое решение. Он иронически совмещает прошлое и настоящее, приводя героев библейских и античных мифов не просто в современность, но в мир виртуальный. Его персонажи, с одной стороны «герои нашего времени», зависимые от компьютера, сросшиеся с ним, потерявшие связь с реальностью бытия. С другой стороны, это иератические знаки, застывшие и «орнаментализованные» символы, сочетающие формы египетских рельефов, греческих меандров, элементы искусства Ближнего Востока. Почти в каждом произведении, представленном на новой выставке, присутствуют архитипические образы и символы: «анх» - египетский крест, символ жизни, понимаемый как ключ, которым открываются врата к божественному познанию; «око Ра» - тоже образ египетской мифологии, не только являющийся атрибутом бога, но и оберегом, помогающим спасению человечества от самых страшных бедствий. Оно ассоциируется с всевидящим оком Бога и одновременно является признаком божественного начала и необыкновенных возможностей практически во всех мировых религиях. В картинах Землянина оно превращается, трансформируясь из компьютерной платы в птичку или бабочку, просто в глаз человека или животного, наблюдая за всеми метаморфозами человека, посмеиваясь над нами.

   Художник Дмитрий Землянин работает не только в живописи. Он создает объекты (улитка, дерево, паук), делает анимационные фильмы. Кажется, что его все его образы вышли из неких концептуальных текстов, придуманных им же, настолько легко они прочитываются зрителем. Ироничные и трогательные они пришли из давних времен и заняли свое место в современном мире, приспособившись к нему, вероятно, легче, чем многие из нас.

Ю. Тавризян,

искусствовед Пермской художественной галереи

..............................................................

ОРНАМЕНТ ИЗ ДВОИЧНОГО КОДА

   Богемные веяния из Центрального выставочного зала добрались-таки до соседствующей частной арт—галереи «Марис» — там состоялся хеппенинг с участием раскрашенных а обмотанных проводочками молодых людей, а также имела место быть инсталляция,

    С одной стороны, это оправданно на вернисаже Дмитрия Землянина. С другой, Дмитрий в традициях «Мариса» вполне успешно мог бы исполнить на гитаре багатель Бетховена «К Элизе». Он это умеет,

  В поисках собственной манеры Землянин пришел к синтезу ацтекского стиля со славянской темой, утилитарно подчинив конечный продукт орнаментальной форме. Архаичный и вечно юный меандр допускает множество символических толкований, как перебор 6 гитарных струн позволяет исполнить любую мелодию, от Бетховена до «техно».

   Многие из выставляемых работ можно было видеть еще на последнем «Арт-салоне» на «Пермской ярмарке», еще с тех пор запомнились названия: «По улицам слона wwwодили», «Иванушки Internet-шнл», «Мишка на сервере». Часть сюжетов своих картин Дмитрий удачно анимировал, и на мониторе можно было лицезреть Иону, уминающегося в чреве кита, сбегающихся к пастырю овечек и стайки жар-птичек отчетливо орнаментальной конструкции.

   Верный семейной традиции, сын Николая Зарубина творит, не на примитивный слоган «а я так вижу» опираясь, но подводя солидную мировоззренческую базу под свои художественные исследования. Меандр для него — прежде всего вихрь, в соответствии с последними гипотезами физики лежащий в диалектической основе биполярного мироустройства. Прямой угол и вообще прямоугольные формы диктуются городским линейным существованием, но угловатость неизбежно скругляется благотворным влиянием природы и житейской умудренностью горожан. В качестве примера подобного компромисса Дмитрий предъявил публике хлебную буханку, дрожжевой синергетичностью своей преодолевающую изначальный геометризм. Но в буханку художник вставляет электронную плату... Конечно, вживление чипов, разные там компьютерные имплантанты и нейрошунты пока остаются в пределах научной фантастики, но проблему уже сейчас можно считать актуальной. Как урбанизм пытается подчинить человека цифровому примитиву прямоугольника, так и постоянное общение с компьютером «оквадрачивает» менталитет нового поколения. Молодежь пока без чипов, но уже «с Билли Гейтсом в башке и с мышью в руке».

   Похоже, Дмитрий своими ацтеко-славянскими орнаментами, складывающимися в сюжеты древних мифов, пытается скруглить квадратное миропонимание малолетних юзеров. Придать высокий статус мифа родоплеменным взаимоотношениям материнской платы, контроллеров и процессора, а неиерархическим языкам гипертекстов — эпическое звучание. При всем при том Землянин сомневается, что новая электронно-кремниево-сетевая культура имеет духовную составляющую.    Может, поэтому он и не играл на гитаре «К Элизе», предпочтя хеппенинг с боди-артом, слегка прикрытым киборгизированным прет-а-порте из радиохлама, проводочков, лампочек и гофрированного картона.

Павел Копейщиков

..............................................................

ХАКЕР-ПРОРОК

   Артсалон "Марис" предоставил площадку артхулиганам.

   Именно как хулиганство, на первый взгляд, никак не способствующее респектабельному артбизнесу, можно трактовать выставку работ Дмитрия ЗЕМЛЯНИНА, которую автор относит к "орнаментальному направлению в современном искусстве", или еще точнее - фигурно-идеографическому орнаментализму, придуманному и оформленному как стиль самим Дмитрием. Принцип построения каждой из работ заключается в выборе некоего популярного литературного (или чаще мифологического) сюжета и пропускании его через фильтр так называемого компьютерного мышления.

   К примеру, Самсон раздирает льву не, как положено, пасть, а скорее, живот, очень похожий на монитор (ну, или процессор), - своего рода хакер, проникающий внутрь зверя-компьютера. Из картины в картину кочуют и мотивы: квадрата, меандра, птицы-глаза, линии-коммуникации и другие рационально просчитанные детали-объекты. Работы имеют по два-три названия, что выводит изображение на уровень символа, который, как известно, всегда многозначен. Так что будет неудивительно, если найдется еще и четвертое, и пятое название.

   Те, кто смог попасть на открытие выставки, застали Дмитрия Землянина за оригинальным занятием превращения хлебных буханок в полноценный компьютер (на снимке). Автор хочет показать "на пальцах" некоему первобытному человеку, как выглядит компьютер? Или, может, сказать, что кибермашина - хлеб наш насущный, новая мифология и религия?

"Громкий" псевдоним (Землянин) молодого художника из известной в Перми художнической династии Зарубиных, должно быть, намекает на масштабность творческого мышления автора. В своих многочисленных теоретизированиях (а Землянин - художник "говорящий") он продолжает своего отца Николая Зарубина, только в направлении куда более универсальном и максимально упрощенном. Вплоть до того, что его авторские сентенции порой откровенно смахивают на дешевое пророчество.

   Превалирующая часть пермских искусствоведов сошлась в мнении о том, что в работах не хватает мастерства и являют они собой попросту образчик поп-культуры. (Ввиду его крайней размытости данный термин, вероятно, следует понимать, как попурри из культурных клише, ориентированное на самые широкие круги. - Прим. ред.).

   Ольга КЛИМЕНСКАЯ, искусствовед Пермской государственной художественной галереи:

- На мой взгляд, то, что мы видим на этой выставке, однозначно не принадлежит к явлениям искусства. Дмитрий представляет некие личностные теории, которые он сначала зашифровывает, а потом расшифровывает. Все это любопытно как явление, но в большей степени смущает претензия на пророчество, которое выглядит, мягко говоря, неадекватным реальности.

Однако у Дмитрия есть и свои поклонники, что, впрочем, тоже ни о чем не говорит. В Перми он фигура чуть ли не культовая, притягивающая к себе представителей как это ни странно, различных жизненных и культурных устремлений. Более того, артменеджер "Мариса" считает, что работы Землянина имеют все основания получить и коммерческий успех.

   Вадим ЗУБКОВ, артдиректор салона "Марис":

  - В пермском контексте молодых художников Дмитрий Землянин интересен оригинальным языком. Думаю, что его работы надо смотреть не по одной-две, а сразу циклом, как сейчас, у нас их представлено около 30.

   В картины вылились плоды размышлений и, на мой взгляд, серьезная концепция, которая связывает прошлое с настоящим. Работы красивые, яркие, выполнены современным художественным языком. И, конечно, они не рассчитаны на любителя реалистического искусства или любого другого искусства, имеющего четкую описательность, которое можно объяснить с точки зрения искусствознания, как мы объясняем работы Репина или Левитана.

   По его оценке, это явление поп-культуры, которая занимает все больше места в культурном пространстве в целом. Ее язык несколько лобовой, понятный, в нем присутствуют элементы стеба, легкого издевательства над зрителем.

   Современный зритель, конечно, давно привык и к тонким оплеухам, и к незаметному вождению его за нос. Но только в том случае, когда это делается не декларативно и не претенциозно: играть так играть.

Карина Раушенберг

....................................................................................................................

© fio-zemlyanin

Дмитрий Землянин:

Фанклуб «ФИО»

Телефон: +7926 371 71 45

E-mail: fio-zemlyanin@yandex.ru

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz